Статья из опыта работы "Сочиняем былины". Как написать былину пример


Статья из опыта работы "Сочиняем былины"

Дятлова Ольга Станиславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района

Новосибирской области

Сочиняем былины

(Статья)

На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин — произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин — такие понятные и любимые — вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.

Перед написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На начальном этапе урока — повторение с последующим за ним инструктажом.

Повторение.

  • Что такое былина?

  • Чем былина отличается от мифа?

  • Какое отличие у былины от легенды?

  • Почему о былине говорят, что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?

  • Мечты о чём выражает русский народ в былине?

  • Для чего в былине применяется гипербола?

  • С какой целью используется литота?

  • Назовите, какие постоянные эпитеты можно встретить в былинах.

  • Существует ли жанр былины в сегодняшнем мире?

  • Для того, чтобы устранить такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.

Инструктаж по написанию былины.

  • Для того, чтобы определить последовательность наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать подготовку к написанию?

      1. Определимся с героем. Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит, каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может .

      2. Определите, с кем и за что он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить безнаказанно кому-нибудь обиду.

3. Придумайте, кого будет защищать главный герой. Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять само за себя.

4. Определите, в каком временном и географическом пространстве будут происходить события былины.

5. Придумайте все подробности и детали боя главного героя со злодеем.

6. Определите, какими словами вы начнёте описывать зачин былины, а какими концовку.

7. Для оформления выразительной напевности языка используем междометия: ой да, ай да и т.д.

8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность событий.

Примечание: не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболу, литоту.

Писать былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые «удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение — потому что на своих одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного сродни писателям. Улыбки — потому что содержание большинства былин получилось юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих учеников.

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Тимофей Груздев

Из того ли то из города Барабинска,

Из того ли то села из Новоярково

Выходил дородный добрый молодец,

Олег Новоярковец его величали все.

Выходил он в огороды да во бабкины,

А там силушки-то нагнано черным-черно.

Так никакая гусеничка тут не проползыват,

Никакая стрекозина не пролётыват.

А во главе всей этой силушки великоей

Стоял злодей-разбойник Колорадский Жук.

Ай тут старый русич да Олег Новоярковец

Да берёт он свою рогаточку тугую.

Он резиночку шелковую натягивал,

Да он пульку-то калёную накладывал,

Он стрелял-то в того ли Колорадского Жука

И выбил-то ему право око вместе с усиком.

А потом как взял Олег меч свой деревянный

И как стал он эту силу всю рубить-крошить.

А й побил он эту силушку великую!

Славу ему отовсюду поют:

Олег Новоярковец — победитель Колорадского Жука!

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Олег Киселёв

Из того ли да из города Барабинска

Из того ль села да Новоярково

Выезжал хвалёный добрый молодец

Удалой Олег да Новоярковец.

Он стоял с утра да в огороде,

А в обед хотел поспеть он в Староярково.

Подъехал он к огороду бабкину,

А у того ли огорода да у бабкиного

Нагнано-то силушки желтым-желто!

Так спецназ-то тут не прохаживат,

На добром танке никто не проезживат,

Птица-вертолёт не пролётыват,

Крутой ОМОН не прорыскиват.

А подъехал как-то к силушке великоей

Наш Олег удалой да Новоярковец.

Он как стал-то эту силу великую

«Белорусом» топтать да ядом поливать.

Ай побил он эту силушку великую

Да личинок-то этих колорадскиих.

Да сбежал один молоденький Жучок,

Малыш ещё совсем, ай крохотулечка:

Он четыре метра в высоту,

Да пяток всего-то в ширину.

Основался тот Жучок на яру да Новоярковском.

Тут Олег уж подоспел туда

На своём «Белорусе» да на богатырскоим.

Его мощный «Белорус» да Новоярковский

С кочки на кочку по дорогам стал перепрыгивать,

С горы на гору стал перемахивать,

Крупны лужи промеж колёс спущал.

Вот и подобрался он к Жуку да Колорадскому,

Перешёл Олежек к наступлению.

Разогнал свой «Белорус», а тот идти не хошь.

Навернул он круг, а «Белорус»-то - трус!

Говорил Олег да таковы слова:

« Ах ты, волчья сыть, да масляной горшок!

Аль бензин не тот, иль шипы малы?

Что ты на нозьме, собака, спотыкаешься?»

После этих слов вскочил в дыбы наш «Белорус»

И на кол насадил Жука, как пельмень.

И пришёл конец силушке да великоей!

Слава, славушка хвалёному дородному

Богатырю российскому Олегу Новоярковцу!

Словарь диалектных слов, употреблённых в былине:

Назём — навоз.

Яр — крутой берег озера, обрыв.

Как видно, главные герои — отрицательный и положительный — имеют одинаковые имена. Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам «запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег — по имени одноклассника, «Новоярковец» - по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как занимательно иногда выступить в роли творца.

infourok.ru

Готовые сочинения по былинам. 5-6 классы (В. А. Крутецкая, 2012)

Поэтические особенности былин

Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.

У былин много характерных для них особенностей.

Медленное изложение событий – первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента – гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.

Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так и в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.

Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы – мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.

Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле – это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».

Использование гиперболы (преувеличения) – тоже особенность былин. Русские богатыри – необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.

Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев – это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя – это вымысел.

По содержанию былины принято делить на две большие группы.

Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления   – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:

Как во славном городе во Киеве,

У ласкового князя у Владимира

Было пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Тут Илье и славу поют…

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,

Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…

ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин  –  постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелкîвая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

Конец ознакомительного фрагмента.

kartaslov.ru

Примеры былин. Герои русских былин

Былины - разновидность устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как правило, построен на описании какого-либо неординарного события из прошлого или заметного исторического эпизода. Герои былинного эпоса разнообразны по характеру, однако их мощь всегда обращена на борьбу со злом. Враги богатырей описываются не менее красочно, каждый персонаж - это характерный злодей. Примеры былин многочисленны, но некоторые нужно выделить особо, об этом пойдет речь в данной статье.

примеры былин

Как появился литературный термин "былина"

Нынешнее название было предложено в 1839 году филологом Иваном Сахаровым, который напечатал свой реферат в издании "Песни русского народа". Ученый использовал выражение "по былинам", что означает "согласно фактам". "Быль", "былое", "былина" - лингвистический выбор оказался удачным.

Традиционно былины подразделяются на два обширных цикла: киевский и новгородский. С первым связано основное количество персонажей, также в нем доминируют сюжеты, в которых фигурирует стольный град Киев и двор князя Владимира Святославовича, а позже Владимира Мономаха.

Былинными героями-богатырями выступают: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Михайло Потык. Новгородские былинные герои - это гусляр-купец Садко и богатырь Василий Буслаев. "Старшие" киевские богатыри - Микула Селянинович, Святогор и Вольга.

Ученые изыскания

Примеры былин характеризуются тем, что вплоть до 18-го века их никто не записывал. Первый сборник в авторстве Кирши Данилова был создан в Москве лишь в 1804 году. И только после этого последовали дополненные переиздания. На волне интереса к былинному эпосу в 1830-1850 годах славянофил Киреевский Петр Васильевич организовал повсеместный сбор фольклорных произведений. За короткое время им и его помощниками были записаны несколько сотен былинных сказаний в Поволжье и северных губерниях, а затем в Сибири и на Урале. Итогом работы группы исследователей стали 80 сюжетов.

В целом, примеры былинного эпоса были полностью систематизированы в короткое время, и ученые-филологи получили возможность работать с обширным эпическим материалом. Результатом этого стало использование фольклорных произведений в диссертациях и научных трудах. Наиболее значительные примеры былинного творчества русского народа выводились на международный уровень.

былина садко

Большинство былинных сказаний имели мифологическую основу с описанием стихийных явлений экстремального характера и богатырей, преодолевающих их последствия. Причем делалось это всегда успешно. На протяжении нескольких веков былины всячески переиначивали, перекраивали и сокращали. Одно время сказания смешивали с устными фольклорными произведениями Запада, но окончилось это профанацией, и подобные попытки впредь пресекались. В конце концов былинный эпос упорядочили.

Характерные признаки

Постепенно былины приняли устойчивую фольклорно-литературную форму, и таким образом появился вполне определенный стихотворный стиль, состоящий из сочетания дактиля с хореем, а позже из анапестов. Рифмы практически не было, все основывалось на благозвучии стиха и его музыкальности. Стихотворные былины отличались от "побывальщин", примитивных изложений в прозе, которые как искусство не принимались публикой. Слог подлинной былины всегда богат поэтическими оборотами, насыщен эпитетами, аллегориями и сравнениями. При этом стихи ясны и логичны в своем звучании.

Обычно стихотворная былина делилась на две части. Рассказчик сообразно с первой должен был импровизировать, преподносить тексты как бы от себя, а вторая часть обязывала его следовать определенной схеме, типически передавать содержание в точном изложении, не меняя при этом ни единого слова. Таким образом получалась словесная мозаика, которая не всегда выглядела органично. Многое зависело от таланта рассказчика.

былина вольга и микула

Илья Муромец, герой былинный

"...Жил под городом Муромом, в селе Карачарово, крестьянин роста богатырского, да ходить не мог, все на печи лежал. То, что ноги не шли, печалило Илью. Слышал он, разбойники по дорогам людей грабят, Змей Горыныч на Руси бесчинствует, уж девок всех начисто извел. Как помочь земле родной, Илья все печалился.

Помогли странники, что зашли водицы испить. Поколдовали да поправили ноги Илье Муромцу, встал он, силушку обрел невиданную. Купил коня себе доброго, выхолил, в утренней росе понежил, и стал конь Илье подстать, сильный да быстрый.

Собрался Илья, оседлал Бурушку, да поскакал порядок на Руси наводить, только его и видели".

Садко

Русский народный фольклор отличается разнообразием сюжетов и декоративностью. Герои попадают то на остров, где живут чудовища, то в пучины океанские, где их поджидает царь морской с русалками.

Былина "Садко" - одно из лучших эпических произведений. По ее мотивам создана опера Римского-Корсакова с одноименным названием. Кроме того, былина "Садко" послужила сюжетом для фильма режиссера Александра Птушко с Сергеем Столяровым и Аллой Ларионовой в главных ролях.

«…В славном Новограде как жил-был купец Садко, богатый, статный. Раньше были у него только гусли яровчаты, по пирам приглашали играть, тем и жил. Да только вот не позвали его не раз, и не два, и не три, задумался Садко, вышел к Ильмень-озеру, сел на камень бел-горюч, тронул струны.

былина соловей разбойник

Взнеслась вода волнами, показался царь морской. "Славно играешь, Садко! Как благодарить тебя? Аль казной золотой? Поди-ка ты в Новоград и ударь о велик заклад. Заложи головушку буйную против товара красного купеческого, на долю непомерную. Да скажи: есть в Ильмень-озере рыба золотая. Как заклад ударишь, выходи на берег с неводом шелковым. Дам тебе три рыбины-перья золотые".

Проиграли купцы Новоградские все товары свои красные гусляру Садко, стал он поторговывать, получать барыши великие. Разбогател да вернул купцам их товары красные. А сам стал жить на новое свое богатство. А уж как поплыл Садко за моря да привез жену - это другой рассказ...»

Богатыри Вольга и Микула Селянинович

Среди русских эпических образов встречаются герои, которых рассказчики наделяют невиданой силой, и при этом они живут в необычной обстановке, подстать их сказочной мощи.

Былина "Вольга и Микула" - великолепный пример фольклорного произведения, в котором показано, как герои русского эпоса объединяются для борьбы с бесчинствами на Руси. В то смутное время чиновничество на Руси распоясалось, все вопросы решались только за взятки. От неправомерных действий "государевых служб" пострадал простой пахарь Микула Селянинович, об этом и рассказывает былина "Вольга и Микула".

герои былин

«…Рассыпала ночь звезды по небу, и родился к утру на Руси-матушке богатырь молодой Вольга Всеславьевич. Проспал младенец один час, потянулся, и лопнули все пеленки, пояса золотые. И так сказал Вольга матушке: "Сударыня-матушка, не пеленай меня, одень в латы железные, в шлем да в руки дай палицу стопудовую". Мать перепугалась, а Вольга растет не по дням, а по минутам, растет и грамоте учится. Как шесть лет исполнилось, пошел погулять, земля затряслась. Звери попрятались, птицы улетели, а Вольга давай всякие забавы придумывать: то соколом станет и в небо взлетит, то оленем поскачет, а то серым волком обернется. А как стукнуло богатырю 15 лет, тут-то и натворил он добрых дел. А каких - это другой рассказ…»

Микула Селянинович

«…Ранним солнышком собрался Вольга с дружиной своей по городам подати собирать, проехали, может, версту, как слышат - пашет кто-то рядом, плугом по камушкам чиркает. Поехали к пахарю, а доехать не могут, к вечеру не доехали, на другой день не доехали, слышно только как лемех-плуг чиркает да пахарь насвистывает. Доехали на третий день, на закате. Слез с коня Вольга, поклонился пахарю в пояс: "Здравствуй, добрый человек, в поле работничек!" "Будь здрав, Вольга Всеславович! Куда держишь путь?"

Долго ли, коротко ли, поговорили о том, о сем, да поехали вместе разбойников на большой дороге стращать. Сто городов да тысячу деревень освободили, а был тот пахарь - Микула Селянинович, богатырь русский. Сдружились они с Вольгой, и поделом было на следующий день всякой нечисти, вывели подчистую. А уж какой пир был у них на столах дубовых да в лесу - об этом другая былина расскажет…»

илья муромец герой былин

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Большинство произведений русского эпоса хрестоматийны, время над ними не властно, а популярность их растет год от года. Шедевры включают в школьные программы, по ним проводятся научные исследования. Былина "Соловей Разбойник и Илья Муромец" является именно таким произведением.

«…Сидит Соловей на сыром дубе, разбойник, Одихмантьев сын. То свистнет по-соловьиному, а то закричит по-звериному. То ли от посвиста, то ли от рыка трава-мурава полегла, цветочки лазоревы осыпались, темный лес на землю приклонился, а кто есть из людей - все мертвые лежат. Прямоезжей дорогой на пятьсот верст все полегло, а окольным ездом - на тысячу.

Проезжал тут казак Илья Муромец, лук берет тугой, тетивочку шелкову натянул, стрелочку каленую наложил. Стрелял в того-то на сыром дубу Соловья Разбойника. Да око и выбил, и на землю спустил, привязал к стремечку да повез по чистому полю мимо гнездышка да соловьиного…»

fb.ru

Как написать былину? - Ника Турбина

Говорят, что подарок, сделанный своими руками, это самый лучший подарок. А если подойти к этому делу с талантом и с умом, то можно не только создать оригинальное поздравление, но и удивить именинника и всех его гостей. Попробуйте себя в роли писателя, попробуйте сочинить былину. Не стоит сразу пугаться, ломать голову над рифмой не придется. Былина – это нерифмованный стих.

Как написать былину?

Для начала ознакомьтесь с уже написанной литературой, прочитайте несколько древнерусских былин. Хоть у них нет рифмы, зато есть ритм во время чтения и произношения. Чтобы запомнить его, можно выбивать по столу карандашом. Обратите внимание на размер текста. Стоит заметить, что язык написания в некоторой степени отличается от современного. Если получится написать былину с употреблением архаизмов (устарелых слов), будет просто замечательно. Чаще всего в них рассказывается о героических поступках и героических событиях. Пофантазируйте, о каких поступках и событиях из жизни юбиляра вы хотели бы поведать и в какой форме: торжественной или шуточной. Если же на празднике у вас будет роль некого древнерусского сказателя, то стоит подумать, о каких персонажах вы хотели бы рассказать остальным.

Пошаговые действия

После предварительной подготовки и ознакомления с темой можно набросать сюжет. Чтобы былина была действительно похожа на древнерусскую, нужно ее украсить словами и словосочетаниями тех времен. Дополнительный материал можно отыскать в словаре древнерусских слов. Перечитайте текст, постарайтесь выбросить все лишние современные выражения (особенно сленг и вульгаризмы). Но если отойти от классической картины былины, то ее создание исключительно современным сленгом получит интересную юмористическую окраску и наверняка понравится гостям. Когда будете читать, постарайтесь это делать максимально в том ритме, в котором писали древнерусские сказатели. Если что-то звучит не очень хорошо, подберите синонимы.

Былина, как жанр народного устного творчества, лишний раз напоминает, что в далекие времена информация передавалась совершено иным путем, а потому имеет свои особенности. Люди могли наизусть запоминать очень многое. Если вам трудно осилить большой объем, не стесняйтесь, запишите и прочтите потом с листа. Что все казалось взаправду, оформите лист в виде свертка с ленточкой и древней печаткой.

www.nturbina.ru

напишите былину о школе, литература

Mirzaevtimur96

14 авг. 2013 г., 12:55:23 (5 лет назад)

Было-то это в славном-то городе Муроме, во школе-то той под номером шесть. Да был-то там класс да шестой. И сбиралися там молодцы добры да девицы красны. И хороши те девицы и ликом, и статью. Да только молодцы те были не дородны. Да были они тельцем слабы, да духом не храбры. И захотелося им стать удалыми, добрыми молодцами. И прослышали они о славной учительнице, да могла она научить их культуре физической. Да пришли они к той девице с поклоном, да просили ученья премудрого. И приняла она их в ученики свои. День за днем, как дождь дождит, неделя за неделей, как река бежит, так день с утра и до вечера, да другой день с утра до победья скорешоньки вставали, да на резвы ноженьки, да гантелями размахивали, да силы-то богатырской понабралися. Да смогли они щукой-рыбою ходить во синих морях, птицей-соколом летать под облаком, волком рыскать во чистых полях. Да стали они дружинушкой хороброю, да славными богатырями святорусскими. Да принесут теперь пользу они земле своей славной, да городу славному своему Мурому. *** На берегу реки Оки стоит древний Муром-град. Да есть в том граде новая школа, школа №6. Да есть в этой школе класс, да класс не простой, гимназический. Дети тут как дети, шумные, громкие, смелые да дружные. Дети учатся разные, учатся они на пятерки да на четверки. Научилися они давно уже грамоте – писать и считать, и книги читать. Есть и сильные дети, сильные да быстрые. И любимым уроком у них была физкультура. Там не надо много думати, там надо много прыгати и бегати. Вот однажды предложили им за честь класса выступати. Собралися молодцы удалые, призадумалися, на совет пригласили красных девиц. Порешили они не ударить в грязь лицом, защитить честь класса. Все силы они отдали, помогали друг другу, да защищали друг друга. Победили они в том бою неравном, за что наградили их письмами благодарственными. Да восхваляли 6 класс, да класс гимназический, все участники соревнований, да преподаватели. Да и администрация тоже! *** Из того ли то из города из Мурома, Из той ли улицы из Комсомольской, Где стояла много лет школа №6. В школе той учились девицы косы длинны, Добры молодцы с силой богатырской. Учеников там видимо-невидимо, Классов было множество великое. Самый статный класс – 6Г. Там было 14 девиц красных И 13 молодцев прекрасных. Были они умом могучи, Шабутны сильно и тягучи. И покушать были непротив. Урок сидят, скрипят стулья, Солнышко уж выше деревьев стало, А они все стульями скрипят. Вот уж третий урок к концу близится. Раздается урчание животов, В глазах загорается голодный огонь. И уж учителя побаиваться начинают. Вдруг как гром среди ясного неба раздается звонок. Встрепенулись дети голодные, Побросали перья да ручки, И помчались в харчевню школьную. Несется 6Г – дрожат стены, Звенят стекла, Пыль из-под ног вьется. Да встречные-поперечные отбегают в стороны. Налетели, подобно воронам, на еду, Стучат ложками, грызут корки. В мгновенье ока съели весь обед. А уж после наступила благодать, Сыты все, довольны и ленивы.

literatura.neznaka.ru

Если задали былину в школе написать ..

Булат Еремеевич У князя у Сергея Было пированьице, пир, На князей, на дворян, На русских защитников - богатырей И на всю поляницу русскую. Красное солнышко на дне, Да и пир идет на веселе; Все на пиру пьяны да веселы, За тым за столом за дубовым Сидит богатырь Булат Еремеевич, Князюшка Сергей Киевский По столовой похаживает, Золотыми бубенчиками трясет, И говорит таковы слова: «Ай же ты, Булат Еремеевич! Что же ты не ешь, не пьешь и не кушаешь, Али не нравится тебе чего , Или место было не по отчине? » Воспроговорит Булат Еремеевич. «Князюшка Сергей Киевский, Место было по отчине, Да и есть и пить не хочется, Может сделать для вас добро дельяце ?» Вот Князюшка Милостливый ответил. «Давай Булатушка, убей-ка татар поганьих , Да и привези мне лебедь белую, А тебя озолочу да осеребрю » Тогда Булат Еремеевич, Скоро встает на резвы ноги, Выходит из столовья, Седлает он своего добра коня, Взимает палицу сорокапудовую, Взимает для пути, для дороженьки Одно свое ножище кинжалище. Садился Булат на добра коня, Да и поедет ко синему морю татар убивать, Приехал богатырюшка ко синему морю, Видит стайку татарскую, Да и поскакал тараном, Всю стайку поганью убил, Три татара бежали ко берегу, Да и в воду бросалися, Но у Булатушки ножище-кинжалище, Махнет Булатушка – улица, Отмахнет назад – промежуточек, И вперед просунет – переулочек. Убил он всех татар поганыих. Садился Булат на добра коня, Пришел он в место священное, Сидит там лебедь белыя, Да и спрашивает он, «Ты красна лебедь белая, Да выслушай богатыря то русского, Я Князюшке Киевскому дельяце выполнить обещал, Я тебя красна лебедь белую привезти должен, Да и будешь ты в княжеском дворце жить, Да согласна ли ты красна лебедь белая ? » Отвечает лебедь богатырю, «Да убил ли татар поганьих при синем море, Не ел ,не пил ,не хвастал ли на пире княжеском ? » Булат Еремеевич ответил, «Убил я татар да поганьих, Да не ел, не пил и хвастал я на пиру » Лебедь белая согласилась , Поехал богатырь на Киев, Коня к столбу к точеному привязал, Да и пошел в столовью, да на пир, Князюшка Сергей Киевский По столовой похаживает, Подходит богатырь к князю, Да и князь его спрашивает, «Привез ли ты мне лебедь белую, Белу лебедь живьем в руках, Не ранену лебедку, не кровавлену?» Говорит Булат Еремеевич, «Князушка Сергей Киевский, Принес я вам красну лебедь белую, Да и покушать захотелось мне, Ненадо меня озолачивать да осеребрять, Я ведь защитник земли русской ! » И князь рад подарку был, Да и Булат впору наелся, напился, Да и нахвастался. Былина о Булате Еремевиче – защитнике Земли русской…

www.byliny.ru