«Гарденотерапия – как новая форма работы с воспитанниками в оранжерее». Гарденотерапия это


ГАРДЕНОТЕРАПИЯ Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями.

Программа по гарденотерапии «Росток»

Принята на педагогическом совете ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат 9» от Утверждена приказом от Директор ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат

Подробнее

Сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение детей с ОВЗ Мир особого ребёнка он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж,

Подробнее

Схема экологической тропинки

Экологическая тропа Лето самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность

Подробнее

СКАЗКОТЕРАПИЯ Технология заключается

СКАЗКОТЕРАПИЯ В настоящее время в отделении временного проживания внедряется новая технология работы с различными категориями населения - сказкотерапия. Многие люди считают, что сказкотерапия - это чтение

Подробнее

Физкультурно-оздоровительные формы работы

Физкультурно-оздоровительные формы работы В процессе обычной жизнедеятельности каждый человек, даже тот, кто не занимается специальными физическими упражнениями, совершает множество движений: встает, садится,

Подробнее

Сенсорная комната. Песочная терапия

Сенсорная комната Сенсорная комната это помещение с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком или взрослым.

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Декоративное цветоводство выращивание красивых и необычных цветов, всегда считалось увлекательным занятием. В настоящее время существует огромное количество видов растений, которые

Подробнее

Программа по трудотерапии

УТВЕРЖДАЮ Директор АСУСО «Куйбышевский ДИ» О.М. Луканин 2017 г. Программа по трудотерапии (Приусадебные участки) «В здоровом теле - здоровый дух!» 2017 г. Пояснительная записка Исследованиями ряда ученых

Подробнее

о «Школе для родственников по уходу

Приложение 1 к приказу от 20.11.2017г. 429-о.д. ОБУСО «КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам» Положение о «Школе для родственников по уходу за пожилыми людьми и инвалидами»

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка 1. Структура образовательной деятельности При организации воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ необходимо руководствоваться следующей нормативно-правовой документацией:

Подробнее

Программа дополнительного образования

Управление системой образования Администрации Краснокамского муниципального района МАДОУ «Детский сад 49» Программа дополнительного образования по развитию психофизиологических, интеллектуальных способностей

Подробнее

Актуальность проекта.

Актуальность проекта. Федеральные государственные требования предполагают соблюдение «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,

Подробнее

Программа дополнительного образования физического воспитания детей дошкольного возраста «Фитбол-гимнастика для детей» Инструктор по физической культуре: Лисименко Людмила Михайловна Цель программы Создание

Подробнее

Основные цели, задачи:

Программы развивающей, профилактической направленности 1 Название, автор, направленность Возраст, количество занятий, длительность, количество участников Основные цели, задачи: Источник Достоинства, недостатки

Подробнее

Проект «Спешите делать добро»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» города Катайска Проект «Спешите делать добро» В детском саду с 2000 года функционирует группа

Подробнее

СОЦИАЛЬНО БЫТОВЫЕ УСЛУГИ

Перечень гарантированных социальных услуг ГАУ СО «Областной центр реабилитации инвалидов» (полустационарная форма обслуживания в дневное время на период менее 4-х часов в день без питания, курс реабилитации

Подробнее

II Международный Форум. Москва октября

II Международный Форум Москва 14-17 октября Об этом материале Материал выступления на II Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном Фондом помощи детям «Обнаженные сердца». Тема

Подробнее

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ):

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ): Тренинг для молодых родителей «Осознанное родительство» Программа тренинга поможет родителям (законным представителям): расширить возможности понимания своего ребёнка;

Подробнее

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования определяет организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования, направлена на

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Развивающие занятия социально-педагогического объединения «Маленький мыслитель» направлены на одну из актуальных проблем начального образования адаптацию ребенка к школе. Часто учебная

Подробнее

Экологический проект «В мире цветов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 89 «Крепыш» Экологический проект «В мире цветов» (группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет) Составитель: Кулаева С.В. Воспитатель

Подробнее

Автор программы Костина О.В

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Автор программы Костина О.В г. Когалым 2015 год Цель: - Создание условий для повышения эффективности

Подробнее

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК «СКАЗОЧНАЯ КОЛЕСНИЦА»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПАНСИОНАТ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ТРУДА 6 ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НОМИНАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ» ТЕАТРАЛЬНЫЙ

Подробнее

docplayer.ru

Гарденотерапия в пожилом возрасте

Категория: Новости 01 сентября 2016

«Стареть — это целая наука. Стареть надо по-доброму, милосердно, красиво, а начать надо с того, чтобы все видели, что ты наслаждаешься жизнью и доволен собой».

 В прошлой статье мы упоминали о том, что наши бабушки на свежем воздухе высаживают растения. Сегодня хотелось бы об этом рассказать подробнее и познакомить с таким интересным видом реабилитации как «гарденотерапия».

Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной реабилитации, которое включает приобщение людей пожилого возраста к выращиванию растений и уходу за ними.

В медицине существует термин – «пенсионная болезнь». Так называют развивающиеся болезненные состояния, которые возникают у ранее здоровых людей на фоне старения. Пожилые люди теряют жизненные ориентиры, страдают от нехватки общения, сталкиваются со своими страхами лицом к лицу, что негативно сказывается на их жизнедеятельности и приводит к бессоннице, нервозности и обострению хронических заболеваний. Одной из приоритетных и наиболее трудных задач обслуживания в пансионе «Уют» является повышение качества жизни пожилых граждан.

Готовые на все, чтобы улучшить состояния наших постояльцев, мы непременно решили внедрить гарденотерапию в их каждодневную жизнь и не ошиблись, таких положительных результатов не ожидал никто!

Гарденотерапия помогает раскрыть возможности, использовать имеющейся жизненный опыт. Каждая из наших бабушек в своей жизни высаживала, пересаживала, а потом и ухаживала за растениями. Кто-то сажал пшеницу, картофель, а кто-то просто домашние цветы. Данные манипуляции, уже знакомые им, возвращают в прежние положительные воспоминания, что, конечно же, сказывается на положительном настрое.

А как приятно видеть счастливые лица дорогих нам людей, когда растения зацветают и всходят! Столько новых впечатлений!

Любимейшее занятие бабушек – это уход за подсолнухами на свежем воздухе. Все мы знаем, что разумная физическая нагрузка и пребывание на свежем воздухе укрепляют здоровье. На нашем дворике, рядом с домом, посажена огромная клумба подсолнухов, красоте которых, могли бы позавидовать бы даже самые заядлые садоводы. В процесе занятий ухода за растениями, повысилась самооценка, так же как и чувство ответственности.

Помимо подсолнухов, у каждой бабушки есть и домашние цветы в горшочках, за которыми они не менее ухаживают: поливают, удобряют, подрезают листики и веточки. На фото видно, насколько они красиво выглядят благодаря их стараниям.

Новые методы гарденотерапии дают нам возможность эффективно проводить процесс реабилитации пожилых людей, раскрывают дополнительные возможности личности человека через его взаимодействие с растительным миром. Использование гарденотерапии направлено также и на совершенствование физических возможностей, которые способствуют развитию и улучшению основных моторных навыков - мышечной координации и тренировке неиспользованных мышц, что очень важно для людей пожилого возраста.

Такое времяпрепровождение создает особый эмоциональный фон и оказывает успокаивающее воздействие на психику. Этот вид деятельности прекрасно помогает при коррекции эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после различных заболеваний, с которыми к нам в пансион пришла каждая бабушка, для улучшения психоэмоционального состояния тех или иных органов и систем. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает.

Положительный эффект стал заметен сразу. Улучшилось общее самочувствие, эмоциональное настроение, снизилась тревожность. Также стало заметно улучшение памяти и концентрации внимания, уменьшение стресса, развитие тактильной и психологической чувствительности к растениям, и не только. На нашей практике видно, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними.

Мы доказали и дальше будем доказывать, что данное направление необходимо для пожилых людей. И дальше будем совершенствоватьтрудовые навыки наших бабушек, и продолжать внедрять гарденотернотерапию в социальную жизнь.

Программа "Жизнь без возрастных границ"

news.rf-vmeste.ru

«Гарденотерапия – как новая форма работы с воспитанниками в оранжерее»

Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике

СООБЩЕНИЕ

«Гарденотерапия – как новая форма работы с воспитанниками в оранжерее»

Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Казакова Е.Л..

Заслушано на заседании МО ПДО

25.04.2011 года

Петергоф

Гарденотерапия- английское слово означающее сад, растения то есть лечение садом растениями, так же называют комнату или помещение с растениями и цветами которые радуют глаз и душу. Гарденотерапия это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

Известно, что работа с растениями благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие человека и является одним из старейших видов активной терапии.

Недавно Британские ученые обнародовали своё заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учёбой. Важно не только научить детей выращивать зелень, но привить им уважение к природе, умение ценить её, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.

В США и Канаде сотни госпиталей работают с растениями, обеспечивая мощную форму терапии для пациентов с эмоциональными и физическими проблемами. В Северной Америке зарегистрировано более 250 профессиональных садовых терапевтов, успешно работающих в различных организациях от домов престарелых до школ, детских домов и госпиталей. Многие университеты этих стран готовят профессиональных садовых терапевтов.

В России пока такая профессия отсутствует в перечне специальностей, но существует широкий спектр программ садовой терапии. Так 2012 году в реабилитационном центре проводился семинар по программе «Гарденотерапия для детей, подростков, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» разработанной Полярно-альпийским ботаническим сад-институтом Кольского научного центра Российской академии наук.

Элементы гарденотерапии включаемые в различные виды коррекционного воздействия, позволяют создать своеобразную атмосферу, способствующую плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающими. В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе, благотворное влияние красоты природы и возможность практического использования результатов труда, кроме того, этот вид деятельности благотворно влияет на психику воспитанников. Наглядность плодов деятельности находится в прямой зависимости от усилий, которые воспитанник вкладывает в свой труд.

На занятиях воспитанники знакомятся с различными видами семян и растений, учатся различать обычные и декоративные сорта, сами сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения, сравнивают результат. Учатся быть терпеливыми, внимательными, заботливыми и трудолюбивыми. Гарденотерапия позволяет воспитанникам узнать о многообразии форм и цвета плодов и растений, правилах и условиях сбора семян растений, расширяются знания о растительном мире. Воспитанники с ограниченными возможностями учатся изготавливать поделки из природного материала, передавая образы и характеры своих героев, что дает формирование целостной картины мира природы. Ухаживая за цветами и животными, воспитанники преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни! И именно этот метод важен в реабилитации.

Коррекционные возможности гарденотерапии.

Развитие познавательной активности, коррекция эмоциональной сферы, расширения функциональных возможностей кистей рук, развитие элементов трудовых навыков.

Медики констатируют -уход за растениями положительно сказывается на здоровье детей с ограниченными возможностями.

Различные мероприятия используемые в гарденотерапии и направленные на повышение эмоционального подъёма воспитанников с ограниченными возможностями позволяют усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становлению адекватной самооценки. Для этого отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Так например воспитанники реабилитационного центра Аккуратов Анатолий, Григорьев Андрей, Сорокин Антон, Никифоров Андрей и другие в начале проявляя малый интерес к растениям в последствии достигли больших успехов в цветоводстве. Сегодня они самостоятельно планируют, создают, выращивают посадочный материал для клумб, которые радуют глаз, поднимают хорошее настроение как воспитанникам так и взрослым. Ребята слышат положительные отзывы о своей работе. Тем самым воспитывается чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, приведшие к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Работа в группе улучшает, межличностные отношения между воспитанниками разных групп Реабилитационного центра. Воспитанники понимают, что от них зависят живые существа.

Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Воспитанники раскрывают в себе новые ресурсы и тем самым улучшают качества жизни.

При реализации принципа наглядности применяемой в гарденотерапии значительным является наблюдения и уход за растениями, это уменьшает проявление агрессии, приводит к улучшению самоконтроля через перераспределение агрессивной энергии. У воспитанников наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдете растениями на следующей неделе, в следующем году. Например, важно наблюдение за открытием цветочного бутона или за растениями. Так с этой целью мы приобрели для оранжереи растение стыдливая мимоза, листья которой обладают способностью реагировать на прикосновение, они моментально складываются и опускаются. Биологически активные вещества, выделяемые растениями в атмосферу, которые убивают патогенные микроорганизмы и очищают воздушную среду, так же способствуют оздоровлению растениями. В течение работы используя методику гарденотерапии наблюдаю динамику у воспитанников с ограниченными возможностями:

  1. Улучшились взаимодействия внутри группы. Воспитанники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, что хорошо способствует развитию речи.
  2. Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье.
  3. Мы получаем заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко—арома и цветотерапии.
  4. Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тантильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции воспитанников с ограниченными возможностями.

nsportal.ru

Новое направление в биологической терапии

Иностранный термин гарденотерапия на самом деле знаком нам с детства: каждый ребенок растил на подоконнике лук, помогал в саду поливать цветы, на уроках природоведения и биологии ставил опыты и знакомился с растительным миром, узнавая о его влиянии на жизнь человека.

Гарденотерапия – это новое направление в биологической терапии, позволяющее без применения химических средств снимать стресс с помощью взаимодействия с растениями, научиться выявлять раздражитель, находить пути выхода из депрессии или выработать внутреннюю систему снижения негативных факторов внешней среды на свое психо-эмоциональное состояние.

Для меня гарденотерапия стала надежным инструментом при саморегуляции. Выращивая растения с детства в саду, благодаря опыту бахчевого возделывания овощных культур, и наблюдениям за оранжерейными растениями в течении 16 лет, я научилась взаимодействовать со средой, сохраняя себя, адаптироваться успешно в условиях, где другие испытывали сложности, на примере периодов покоя и анабиоза у растений, научилась сохранять спокойствие во времена потрясений и жизненных перемен, пробуждать скрытый внутри интерес, словно спящую почку в пазухе листьев, как стрессовых, так и в благоприятных условиях.

Родилась терапия 5 лет назад, когда личная коллекция редких растений, собранных с разных континентов, переместилась в детский дом. Коллекция начала работать на благо детей-инвалидов, не имеющих возможности покинуть пределы дома. У этих детей появилась возможность путешествовать по континентам и странам, узнать больше об экзотических растениях и уходе за ними.

На основании практического опыта в оранжерейном комплексе была разработана программа гарденотерапии. На основе которой базируются авторские мастер-классы и комплексные занятия личностного роста. На сайте вы сможете познакомиться с растениями, используемыми для гарденотерапии и с программой авторских занятий, которые позволяют выявить скрытые проблемы личности, снять тревоги, справиться со страхами, с накопленным стрессом, наладить коммуникацию у детей и взрослых, помочь ненавязчиво в раскрытии творческого потенциала с учетом индивидуальных особенностей группы.

Неоспоримый эффект в части релаксации оказывает на наше состояние природа. Согласно библейскому писанию первые люди Адам и Ева жили в райском Эдеме, который представлял из себя чудесный сад. Меня наталкивает это на мысль, что единение души человека с природой это естественный процесс. Условия проживания в крупных городах не располагают к единству человека и живой природы. Гарденотерапия помогает современному человеку вернуться в райский Эдем, путем погружения в атмосферу цветущей оранжереи или благоухающего сада. В результате взаимодействия с живыми растениями понять и гармонизировать свое душевное состояние, путем наблюдений или непосредственного контакта с растением. Стеклянные оранжереи подобны тому самому калейдоскопу, где даже в самый пасмурный день светло, тепло и зелено. Живая зеленая масса способна вырвать из суеты и обыденности, погрузив в мечты о дальних странах и путешествиях.

Созидая растительные шедевры: зеленые фигуры, деревья в форме бонсай, замысловатые цветники человек осознает себя их автором, бессознательно приближая себя к образу и подобию Создателя. Творческий процесс приносит душевное умиротворение и радость, увлекая дает мощный толчок профессиональному развитию личности, способствует познанию самого себя. Живые растения напоминают современному человеку об удивительном божественном создании мира. Играя роль терапевтов, растения способны оказывать благотворное содействие человеку в управлении своим душевным равновесием, возвращая человека к образу Божьему, умиротворяя и перенося его мысли в райский уголок.

Основываясь на общечеловеческом принципе задача любой грамотно выстроенной терапии мягко и ненавязчиво оказать содействие, руководствуясь принципом: не навреди. Помочь раскрыться личности, учитывая индивидуальные особенности, характер и привычки. Гарденотерапия позволяет обучаемому человеку самостоятельно наладить контакт с растениями и найти свой путь: подход в уходе, а педагогу-коучеру ограничить свое влияние на тайну при взаимодействии человека с природой. Ряд гарденотерапевтических мероприятий позволяют человеку познать себя изнутри, узнать больше о скрытом потенциале, о мотивах, которые им движут в труде и других делах. Раскрываясь, как уникальная личность в процессе гарденотерапии человек, знакомиться с законами природы, осваивает их принципы в труде. Трудовые навыки он сможет в дальнейшем применить и в других областях жизнедеятельности, направить ход своих событий в позитивное русло и увидеть свою жизнь в перспективе жизнетворчества.

Вы можете связаться со мной удобным для Вас способом.Для личной встречи обязательно предварительно согласуйте по телефону.

gardenoterapia.ru

Гарденотерапия – Шебертинский дом-интернат

ПОЛОЖЕНИЕ об использовании инновационной технологии «Гарденотерапия» «Шебертинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

1. Общие положения

         1.1. Настоящее положение регламентирует использование в процессе стационарного социального обслуживания клиентов ОГБУСО  «Шебертинский  дом-интернат  для  престарелых  и  инвалидов» инновационной технологии «Гарденотерапия» (далее Технология).

1.2. Использование Технологии направлено на улучшение здоровья и физической активности пожилых граждан и инвалидов  в процессе стационарного социального обслуживания.

2. Цели и задачи

2.1 Цели использования Технологии:

- способствовать общему оздоровлению организма пожилых граждан путем использования занятий с растениями и другим природным материалом -  в сочетании с другими способами оздоровления;

- освоение пожилыми гражданами новых способов оздоровления  для  улучшения  социального,  психологического  и  физического  состояния;

2.2. Задачи использования Технологии:

Для пожилых граждан и инвалидов:

- оказать психологическую поддержку пожилым гражданам и инвалидам  через взаимодействие с растениями;

- актуализировать  когнитивные функции, творческий потенциал, коммуникативные навыки;

- способствовать адаптации,  реабилитации  в социуме;

- повышать  уровень экологической культуры;

- совершенствовать трудовые навыки;

- формирование эстетического мировосприятия.

-корректировка  поведения  людей  пожилого  возраста  и  инвалидов.

Для учреждения:

- внедрение в практику работы дома-интерната передового опыта социального обслуживания.

3. Кадровое обеспечение

 

         3.1. Для достижения целей и задач использования Технологии привлекаются:

- специалисты дома-интерната.

4. Организация работы по использованию Технологии

4.1. Технология «Гарденотерапия» используется при проведении оздоровительных мероприятий в рамках стационарного обслуживания клиентов:

- индивидуальные эвристические беседы, занятия с клиентами в условиях территории дома-интерната;

- в рамках экскурсионных походов к достопримечательным местам населенных пунктов Шебертинского   муниципального образования;

4.2. Для реализации Технологии необходимо наличие специального места для работы с растениями и другими природными материалами и инвентаря.

4.3. Обеспечение инвентарем и материалами для занятий осуществляет специалист, который организует и проводит занятия.

4.4. Специалист, организующий и проводящий занятия, составляет план занятий и утверждает его у директора  дома-интерната.

4.5. Специалист, организующий и проводящий занятия, проводит обучение   клиентов способам действий, необходимых для участия в занятиях гарденотерапией.

5. Ожидаемые результаты от использования Технологии

5.1. Улучшение качества стационарного социального обслуживания.

5.2. Улучшение общего самочувствия клиентов дома-интерната.

5.3 Расширение спектра оздоровительных  и реабилитационных социальных услуг в стационарном обслуживании.

6. Контроль за эффективностью использования Технологии.

6.1. За эффективностью внедрения инновации осуществляется  трехуровневая система контроля, действующая в учреждении.

6.2. Оценка эффективности использования Технологии формируется также на основании оценки мнения клиентов, участвующих  в  занятиях  «Гарденотерапией».

shebertinski.ru

Гарденотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями

МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Мариинского муниципального района

Инновационная деятельность

«ГАРДЕНОТЕРАПИЯ

в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Воспитатель:

Мальцева Н.С.

г.Мариинск

2013г.

Инновационная деятельность

Гарденотерапия

«Наличие природы в нашей жизни очень важно,

особенно, когда мы живем и работаем в

архитектурной среде»

профессор психологии Ричард Райан

Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья. Как утверждают психологи, в ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты природы на психику ребенка. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Именно этот момент важен в реабилитации.

Гарденотерапия предусматривает влияние естественных факторов на чувствительную и эмоциональную сферы психики детей. Эту психолингвотерапевтическую форму влияния можно использовать в развитии речевой деятельности детей как самостоятельно, так и в объединении с другими формами и методами вербального характера. Наблюдая за явлениями природы, любуясь красотой течения воды, голубизной неба, разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса.

Цели:

позволяет восстановить ряд нарушенных функций организма

воссоздать способность детей с ограниченными возможностями к полноценной жизни в обществе

раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром

обогащают социально-адаптированный опыт ребенка

развивают эмоционально-волевую сферу.

Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.

На занятиях гарденотерапией ребята:

знакомятся с различными видами семян и растений.

Учатся различать обычные и декоративные сорта.

сажают, наблюдают за ростом и развитием растений,

зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты.

Учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми.

узнают о многообразии форм и цвета плодов растений,

узнают о правилах и условиях сбора плодов,

расширяют знания о растительном мире

получат навыки ухода и содержания комнатных растений, условия, необходимые для их содержания

учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характеры своих героев.

В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.

sundekor.ru

Гарденотерапия в детском саду, ее особенности

Новым направлением психологического, социального и педагогического воспитания детей, при помощи трудотерапии, становится метод — гарденотерапия.

Всевозможные навыки при работе в саду, с растениями имеют позитивное влияние на человека, небольшие физические нагрузки укрепляют здоровье, закаляют организм.

При самостоятельном выращивании различного вида растений в огороде, саду и даже на подоконнике ребята учатся близкому общению с природой, малыши начинают ее ценить и понимать основы здорового способа жизни. При этом преодолеваются различные трудности в произношении, речевом аппарате, психологическом состоянии.

Эмоциональные и физические проблемы преодолеваются благодаря внедряемым программам по садовой терапии для детей, даже с ограниченными возможностями. Данный способ имеет несколько видов воздействия на психику, способность корректировать и нормализовать дефекты и отклонения в развитии малышей.

В созданной благоприятной атмосфере общения с природой и ровесниками, работая на свежем воздухе, ребята получают позитивные эмоции и радость от физического труда и единения с природой и ощущение командного духа. Возможность практического использования конечных результатов своих усилий, делает труд воспитанников более осознанным и радостным. От услышанной похвалы за свою работу от воспитателей и родителей у детей появляется вера в себя, растет адекватная самооценка.

Важен правильный подбор растений и цветов, за которыми нужен достаточно простой уход и сравнительно быстрый их рост. Попутно происходит экологическое просвещение и воспитание у малышей внимательности с использованием различного вида семян, луковиц растений.

Воспитанники детского сада сами сажают, поливают, всячески ухаживают за своими растениями, наблюдают при этом за их развитием. Рисуют, делают аппликации и поделки из природного материала, фиксируя новый результат изменений, имеют возможность сравнивать.

Растет познавательная активность, корректируется эмоциональная сфера, расширяются функциональные возможностей кистей рук, появляются трудовые навыки. Воспитанники понимают, что от них зависит жизнь растений – это делает их более ответственными, появляется более гуманное отношение ко всему живому. Детям важно объяснить, что посаженные растения будут процветать, если за ними тщательно ухаживать.

Проявление агрессии уменьшается, так как улучшается самоконтроль, и агрессивная энергия перераспределяется, при этом формируется позитивный взгляд в будущее. Внутри группы улучшается микроклимат, дети больше общаются между собой, имея одну общую цель – что хорошо помогает для речевого развития. Развивается не только мелкая моторика, но и трудолюбие, терпение, внимание, заботливость.

Гарденотерапия позволяет детям расширить знания о мире растений, узнать об их видах и сортах. Коллективные занятия делают ребят дружнее, активнее. Многие преодолевают в себе замкнутость, неуверенность, учатся общаться между собой, помогать друг другу, уступать и прощать обиды. Использование занятий одной группы с конкретным заданием для каждого занятия. Закрепленный за группой небольшой участок должен иметь яркую, интересную табличку с названиями выращиваемых растений и названием самой группы.

В процессе занятий на клумбе или специально отведенном участке земли, воспитанники получают позитивный энергетический заряд, познавательную деятельность и эстетическое наслаждение от конечного результата. Они уравновешивают свои эмоции, учатся распознавать цвета, запахи и звуки, растет их творческий потенциал и коммуникативные способности.

Для закрепления полученных навыков в детском саду, родители должны приобщать детей к посильной помощи в уходе за комнатными растениями, работе на даче или цветнике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

podrastu.ru